Шесть лет мы ждали S.T.A.L.K.E.R.. Нет, вы только вдумайтесь:
ШЕСТЬ ЛЕТ! С момента первого анонса прошла целая эпоха, за которую
вокруг как-то незаметно изменилось практически все: люди, игры, нравы.
Да и сам «Сталкер» сегодня совсем (мягко говоря!) не похож на то, что
мы видели на скриншотах в 2001 году. Шесть лет украинская компания GSC Game World упорно продолжала
работать над игрой-своей-мечты. У «Сталкера» несколько раз менялся
сюжет, графический движок, да и вообще вся концепция. Как следует из подзаголовка Shadow of Chernobyl, S.T.A.L.K.E.R. призван
напомнить миру о том, что произошло на Чернобыльской АЭС 25 апреля 1986
года. S.T.A.L.K.E.R. — игра-миф, игра-опасность, игра-предупреждение, в
основе которой лежат многочисленные легенды чернобыльской Зоны, все эти
мрачные отголоски эха катастрофы двадцатилетней давности. В наши дни,
по сути, никто толком не знает, что происходит внутри бетонного
саркофага печально известного четвертого реактора ЧАЭС, и сюжет игры
основан на классическом историческом допущении в духе «а что если?». А что если в 2006 году реакция внутри реактора спровоцировала новый взрыв? Местный сюжет начинается в 2006 году, когда Зона неожиданно расширяется
на пять километров. По слухам — из-за второго взрыва реактора. Военные
со свойственной им деликатностью опечатывают окружающее пространство.
Но обнаруживаются те самые сталкеры — одиночки (а впоследствии — целые
группировки), которые выносят из Зоны ценные артефакты. Нам с вами, как
нетрудно догадаться, отводится роль одного из них. S.T.A.L.K.E.R., о глубине которого столько говорилось, на деле
действительно обернулся игрой колоссальных масштабов и пропорций.
Говоря о продолжительности игры, GSC называет какие-то невменяемые
цифры — от 60 до 80 часов. Подобный размах объясняется той самой
системой симуляции жизни, о которой в GSC твердят чуть ли не с самого
начала разработки. Последняя гарантирует нам с вами живой и непрерывно меняющийся мир, в
котором повторение двух событий исключено. Подобное, разумеется,
заявляется чуть ли не в каждом третьем масштабном проекте, но GSC
демонстрируют животрепещущие доказательства. Фокус состоит в том, что
местный мир непрерывно поддерживает собственный баланс. Изначально все
уровни плотно упакованы персонажами и ждут нашего пришествия, чтобы
торжественно вручить сюжетные квесты. Но по мере продвижения мы
неизбежно приводим систему с дисбаланс, уничтожая врагов и запуская
цепные реакции.
Вверенный нам с вами мир периодически ввергает в ступор своими
масштабами. Что особенно удивительно — все эти бескрайние километры,
благодаря все той же системе симуляции, плотно заселены живыми
существами, которые заняты своей собственной жизнью. Игра с легкостью
моделирует ситуации, которых в следующую минуту может и не быть.
Например, какая-то мохнатая помесь волка с собакой тащит сталкера за
ногу в кусты.
Играть на текущий момент крайне сложно. Привыкнуть к тому, что каждый
труп необходимо самолично обшарить, изучить содержимое рюкзака и
выбрать, что взять собой, довольно сложно. Мы к такому в шутерах не
приучены. S.T.A.L.K.E.R., однако, совершенно не приспособлен к
спринтерскому броску через всю игру с АК-47 наперевес. Игра силой
принуждает вас изучать местность, разглядывать окрестные холмы в
бинокль и чуть ли не прочерчивать собственный маршрут. Игра ощутимо
меняется по мере продвижения, заставляя вас то форсировать, то сбавлять
темп. Несмотря на все чистокровно ролевые признаки, в S.T.A.L.K.E.R. нет ни
прокачки, ни экспы. Единственные постоянно растущие характеристики —
репутация среди других сталкеров и личное благосостояние (к слову, на
Зоне в ходу советские рубли). Да, вы всегда сможете купить новое оружие
или проапгрейдить старое. Продать со временем костюм химзащиты и
переодеться в пуленепробиваемую броню. Но никакого абстрактного набора
опыта вы не увидите! Идея здесь очень проста: разработчики отменили экспу ради усиления в
игре эффекта присутствия. По задумке авторов в процессе прохождения
опыт накапливает не некий абстрактный сталкер с той стороны монитора, а
вы сами, игрок. В первой же перестрелке с другим сталкером вы
гарантировано будете много бегать, без дела суетиться и выпускать в
воздух совершенно лишнее количество пуль. Однако, заматерев, со
временем вы заметите, как начали метче стрелять по врагам, быстрее
оценивать обстановку и в пять секунд обманывать патрульные «вертушки»,
прячась в кустах. Общаясь с другими персонажами, внимательно изучая
Зону — ее географию, аномалии и обитателей, вы получаете бесценные
знания, которые впоследствии помогают выживанию.
S.T.A.L.K.E.R., как и всякая великая RPG, по сути, не ограничен
ничем, кроме границ игрового мира. Здесь есть несколько обязательных
сюжетных линий и бесчисленные десятки дополнительных. Это игра о
бесконечном поиске правильного пути — и от того, по какой дороге вы
пойдете, зависит и развитие истории. Когда вы начнете узнавать
подробности о загадочном Стрелке, услышите первые слухи о таинственной
«северной Зоне» — есть шанс надолго заболеть этой игрой.
Самому
открывать тайны и загадки Зоны — отдельное, ни с чем не сравнимое
удовольствие. Поэтому мы не будем вам рассказывать о том, что по ходу
игры вы можете присоединиться к одной из нескольких сталкерских фракций
или о кровавых поединках на «Арене», которые устраивает группировка
«Долг»... Об ученых-фанатиках, шныряющих по Зоне в бронированных
костюмах. Об ураганных перестрелках на улицах Припяти. О том, что
бывает с теми, кто случайно вляпался в Кисель. О том, как вы впервые
встретитесь с существом по имени Контроллер и что при этом нужно делать.
Про
S.T.A.L.K.E.R. бесполезно рассказывать — его нужно изучать самому,
смаковать каждое новое открытие. Поверьте, никто не уйдет обиженным.
Загадочная Зона пугает и одновременно манит куда-то вперед —
навстречу приключениям и открытиям. По направлению на солнце,
ориентируясь по ветру в жухлой траве, по свечению Воронок над Свалкой.
Туда, где под толстым бетонным панцирем Саркофага лежит загадочный
Монолит.
Поговаривают, кто-то из сталкеров ночами слышит, как Монолит зовет их к себе — манит, обещает дать «то, что ты заслуживаешь». По слухам, он и вправду исполняет любые желания. Но только мало что в Зоне болтают...
|